Бесплатный сыр
8 сентября, 2013Бесплатная раздача образцов продукта и дегустация в супермаркете — популярные способы продвижения. Однако точно подсчитать полезный эффект таких акций почти невозможно. Недавно чикагская компания Freeosk нашла способ превратить бесплатные образцы в источник ценной маркетинговой информации.
Получив в августе 2013 года венчурные инвестиции в размере $6 млн., она создала специальные аппараты по раздаче образцов, которые планирует устанавливать в розничные сети. Внешне они похожи на обычные торговые автоматы, однако «платой» за пробники товаров становятся не деньги, а информация о потребителе. Чтобы получить бесплатный образец, нужно просканировать свою карту лояльности торговой сети или дисконтную карту. Спустя определенное время информация о покупателях, взявших образец, сопоставляется со сведениями о людях, купивших полноценную версию продукта.
«Freeosk, — объясняет глава компании Мэтт Айхорн, — дает ответы на самые важные вопросы: купил ли покупатель ваш продукт после того, как попробовал образец? Продолжил ли он покупать его? Переключился ли на продукцию конкурента?» Интересно, что плата за установку автоматов Freeosk ложится на плечи производителей продукции, а не супермаркетов. Дополнительно оплачивается обслуживание автоматов — размещение рекламы на цветном дисплее, восполнение запасов образцов и т. д.
Запуск пилотного проекта состоялся в сентябре: компания разместила несколько автоматов в американской оптово-розничной сети Sam’s Club, покупки в которой осуществляются только по клубной карте. В перспективе Freeosk может выйти далеко за пределы супермаркетов: образцы можно раздавать в фитнес-клубах, кинотеатрах, кафе.
Бюро переводов Алфавит переведет любой технический текст за копейки. Обращайтесь.
Автоматы могут выдавать не только образцы, но и, например, купоны на скидку. Это не единственная попытка усовершенствовать подобный процесс. В прошлом году похожая идея пришла в голову австралийской компании Fantastic Delites. Она установила в торговом центре Аделаиды автомат, который бесплатно выдавал пачку чипсов только после того, как пользователь выполнит определенное действие. Задания были разными: нажать кнопку на автомате от 100 до 5 тысяч раз, станцевать, отжаться — а в некоторых случаях даже преклонить колени или несколько раз поклониться автомату.
Маркетинговой информации таким образом добиться нельзя, зато привлечь внимание к аппарату и продукту, который он раздает, — вполне. Процесс раздачи образцов продукции можно не только автоматизировать, но и сделать более эффективным с точки зрения изучения предпочтений потребителя. Стартап Freeosk взял лучшее из технологий вендинга, добавил ИТ — и получил автоматического мерчандайзера.